Отзывы на пенсионную реформу

 

В июне 2001 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проекты федеральных законов: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данные законы, если они будут приняты в этой редакции, принципиально изменят систему пенсионного обеспечения населения. По мнению разработчиков и Правительства Российской Федерации, эти законопроекты формируют в стране новую систему пенсионного обеспечения – накопительно-распределительную.

В процессе предварительного обсуждения представленных проектов законов Всероссийское общество инвалидов внесло ряд предложений по внесению изменений и дополнений, часть которых были включены в эти законы. Например, для работающих пенсионеров снято ограничение на получение полной пенсии; в страховой стаж включен период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет; инвалидам с детства I и II группы при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, накопительная часть пенсии по инвалидности устанавливается - по достижении мужчинами возраста 45 лет и женщинами возраста 40 лет и т.п.

Несмотря на это ВОИ считает, что в них пока не учтены многие другие принципиальные вопросы, способные повлиять на материальное положение миллионов граждан, в том числе более десяти миллионов инвалидов.

Важнейшими среди них являются следующие вопросы:

Какой предусмотрен размер пенсии для инвалидов и насколько эта пенсия обеспечит достойную жизнь инвалидам, если  кроме основных затрат (оплата продовольственных и продуктовых товаров, жилищно-коммунальные услуги и проч.) необходимо учитывать специфические потребности инвалидов (медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, технические средства реабилитации и т.п.)?

Как будет изменяться размер пенсии по инвалидности в зависимости от роста цен на товары, работы и услуги?

Какие гарантии государство предоставляет гражданам по выплате пенсий, а также сохранности пенсионных вкладов, состоящих из страховой и накопительной частей?

 Рассмотрим эти основные, с нашей точки зрения, вопросы, которые будут не безынтересны многим читателям.

 

Размеры пенсий по инвалидности. Известно, что пенсия – это основной (и, как правило, единственный) источник дохода для многих инвалидов, особенно для тех, кто не имеет других дополнительных денежных средств. Поэтому размер пенсии имеет очень важное значение для инвалидов, поскольку напрямую связаны с вопросами их жизнедеятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 проекта закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по инвалидности для лиц, имеющих страховой стаж (независимо от его продолжительности), может состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной.

            Предлагаем рассмотреть более подробно базовую часть пенсии по инвалидности.

Предполагается, что размер базовой части пенсии по инвалидности будет составлять (пункт 1 статьи 15 проекта закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»):

а) по I группе инвалидности - 900 рублей в месяц;

б) по II группе инвалидности - 450 рублей в месяц;

в) по III группе инвалидности - 225 рублей в месяц.

            Дополнительно этим законопроектом предусмотрено повышение базовой части пенсии по инвалидности на 150 рублей на каждое лицо, находящееся на иждивении инвалида. Но данная доплата к базовой части пенсии по инвалидности может быть выплачена инвалиду не более 450 рублей, несмотря на то, что число иждивенцев может быть больше трех. В этом случае закладывается неравноправное отношение к инвалидам, на иждивении которых находятся более трех нетрудоспособных лиц.

Основная проблема состоит в том, что в законопроекте отсутствуют нормы, которые гарантировали бы гражданам выплату базовой части пенсии по инвалидности, размер которой был бы не ниже прожиточного минимума инвалида. Например, если инвалид с детства I группы имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, то в соответствии с этим законопроектом он  будет получать базовую часть пенсии по инвалидности 1200 рублей (п.2 статьи 15 проекта закона «О трудовых пенсиях»), не включая в эту сумму страховую и накопительную части пенсии. Если исключить возможность получения иного дохода или адресной социальной помощи этой семье, то на каждого члена этой семьи будет приходится по 400 рублей в месяц. По нашему мнению, этот подход расчета размера пенсий для этих лиц противоречит установленным Правительством Российской Федерации правовым нормам.

В соответствии с Постановлением Правительства «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2000 г.» от  9 февраля 2001 г. № 99 по представлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2000 г. в расчете на душу населения - 1285 рублей, для трудоспособного населения - 1406 рублей, пенсионеров - 962 рубля, детей - 1272 рубля для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Легко подсчитать, что величина прожиточного минимума для этого инвалида с двумя детьми составит 3 506 рублей.

Следовательно, законодатель изначально предполагает, что базовая часть пенсии по инвалидности будет заведомо меньше прожиточного минимума инвалида и его семьи. 

По другим принципам рассчитывается пенсия для инвалидов, не имеющих страхового стажа.

Согласно статье 16 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия назначается в следующих размерах:

а) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) – в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В этом случае, учитывая, что базовая часть трудовой пенсии по старости определяется в размере 450 рублей в месяц, то размер социальной пенсии для инвалидов II группы будет равен 450 рублям.

б) инвалидам с детства I и II группы, инвалидам I группы, детям-инвалидам – в размере 125 процентов базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В этом случае, учитывая, что базовая часть трудовой пенсии по старости определяется в размере 450 рублей в месяц, то размер социальной пенсии для этих категорий инвалидов будет равен 562,5 рубля.

в) инвалидам III группы – в размере 85 процентов базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В этом случае, учитывая, что базовая часть трудовой пенсии по старости определяется в размере 450 рублей в месяц, то размер социальной пенсии для инвалидов III группы будет равен 382,5 рубля.

Следовательно, инвалиды с детства I и II группы и инвалидам I группы, не имеющие страхового стажа, имеют пенсию значительно меньше, чем инвалиды, имеющие страховой стаж, получающие базовую часть пенсии по инвалидности (соответственно 562,5 и 900 рублей).

Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 законопроекта «О трудовых пенсиях» по пенсионному обеспечению инвалиды I и II с детства, не имеющим право на трудовую пенсию, и дети-инвалиды  приравниваются к лицам, которые стали инвалидами вследствие совершения ими противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

По существу данные пенсионные законы не обеспечивают инвалидам минимального прожиточного минимума, а также в них не содержится государственных гарантий увеличения базовой части  пенсии по инвалидности и социальных пенсий до этого уровня.

 

Индексация пенсий. В законопроектах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предложены разные системы индексирования

В пункте 4 статьи 17 проекта закона «О трудовых пенсиях» Размер базовой части трудовой пенсии в случае роста цен на потребительские товары и услуги индексируется в пределах средств, выделенных в федеральном бюджете на соответствующий год на указанные цели.

На первый взгляд эта позиция государства носит вполне обоснованный подход: если есть в бюджете средства, то будет и индексация. Но такой подход во многом уже знаком нам по финансированию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», когда средства из федерального бюджета на реализацию данного закона выделялись крайне скупо и в недостаточном объеме. И вполне естественно возникает вопрос: а найдутся эти деньги для индексации пенсий, если инфляция будет расти, а в федеральном бюджете не будет запланировано достаточно средств на увеличение пенсий в необходимом объеме.

Проблема индексации пенсий для государственных чиновников решается несколько другим образом. Согласно статье 23 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии федеральным государственным служащим индексируются при увеличении денежного содержания указанных лиц на индекс увеличения. В этом случае, нет никакой прямой зависимости от наличия средств в федеральном бюджете, а также не требуется определять коэффициент индексирования: повысили денежное содержание федеральному служащему на 50 процентов, то соответственно, на те же  50 процентов повысится пенсия лицу, занимавшему в прошлом аналогичную должность федерального служащего.

 

Государственные гарантии по выплате пенсий.

В тексте проекта закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отсутствуют положения, согласно которым государство в лице своих органов власти гарантировало бы выплату гражданам пенсий, а также сохранность их пенсионных сбережений. В связи с этим, возникают вопросы, которые оставлены без ответов: почему государство, принимая на себя функции сбора, хранения и использования пенсионных средств, не гарантирует их сохранность и не отвечает государственным имуществом по своим обязательствам перед пенсионерами в случае неэффективного использования пенсионных сбережений в инвестиционном процессе.

Обсуждая эти законопроекты необходимо затронуть еще одну важную проблему, которая имеет принципиальное значение в ходе реформирования пенсионной системы. По нашему мнению, пенсионное обеспечение для всех граждан, включая лиц, находящихся на государственной службе или привлеченных к исполнению государственных обязанностей, должно основываться на одних принципах и регулироваться одним законом. Все граждане, выполняющие ту или иную работу, за свой труд получают заработную плату и соответственно, имеют возможность накопить себе достойную пенсию. Наличие разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (например, представленный законопроект «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») может быть воспринято обществом таким образом, что закон для всех пишут те, кто будет получать пенсию по другому, «особенному» закону для себя.

 

В заключении хотелось сказать о следующем. Рассмотрев основополагающие положения этих законопроектов, приходим к неутешительному выводу, что эти законы не могут быть приняты в этой редакции. Можно ли принимать законы, которые формируют новую пенсионную систему, если в них:

- на законодательном уровне фиксируется размер базовой части пенсии для большей части инвалидов, который заведомо ниже реального прожиточного минимума;

- индексирование пенсий для различных категорий пенсионеров проводится на принципиально разных условиях;

- по существу отсутствуют государственные гарантии по выплате пенсий, а также сохранности пенсионных сбережений.

Очевидно, что с учетом этих (далеко не всех) ключевых моментов, пенсионная реформа в этом виде вряд ли принесет российским инвалидам реальное улучшение их положения.

 

Зам. начальника Управления 

социальной реабилитации ЦП ВОИ                      О. В. Рысев