Влесова книга

Перевод А. ВОЛОГА  Три публикации из газеты «Иные измерения»

ПЕРЕВОД  С  РУССКОГО НА РУССКИЙ

(вместо предисловия)

Есть стихии природы, и есть стихии общества. Язык есть такая общественная стихия.

   Стихии природы существуют помимо человека и безразличны к нему. Человек окрашивает их своим восприятием и отношением. Огонь – одно для соплеменников Нао, прозябающих в холоде и мраке, другое – для  геологов, угодивших в лесной пожар. Люди стремятся использовать благоприятные проявления стихий природы, избегают неблагоприятных. Правда, ныне они часто путаются и делают всё не так. Людей несколько извиняет, что, кроме их воли, действуют здесь законы и силы, от них независящие, не вполне ещё понятые и пока не очень-то управляемые. Стихии общественные самими людьми порождаются и развиваются их деятельностью. За то, что с ними происходит, и за то, что они с нами вытворяют, отвечает человечество и каждый отдельный человек. Пример близко – пресловутый наш «рынок». Другой пример даёт нам язык.

   Явления языковой стихии могут приводить к образованию народа, к его росту и преуспеванию, но могут быть и губительны для него. Ибо, какие бы иные соображения не возникали, народ – это, прежде всего, язык. Это понимал ещё составитель «Повести временных лет». И он не выдумал свои воззрения, а принял понимание всего общества. Это понимание удерживалось не только в образованных кругах, но во всём русском народе столетия и тысячелетия.

   Не для утверждения своего первенства (многие говорили об этом), а потому, что жизненно важно, скажу ещё раз: языку нашему грозит опасность. И не случайно совпало это с опасностью для разоряемого  государства нашего и для нашего истребляемого народа.

   Опасность эта проявляется трояко. Первое: повальное вторжение в наш язык иностранных слов и оборотов, даже там, где в них нет никакой нужды. Второе: распространение в литературе, в СМИ, в разговорах житейских того, что французы называют «жаргон», англичане – «сленг», а у нас «блатная феня», и не в узко-уголовном смысле, а во всех проявлениях языка общественного «дна». Третье –дикое оскудение русского языка: того, который мы получаем в печати и по телевизору, который «проходят» наши дети, которым говорим повседневно. Словарь наш усыхает  до лексикона Эллочки-людоедочки, а разнообразие выражений сводится к нескольким десяткам штампов, из круга которых многие уже и выйти не могут.

   Тут самое время сказать «Эх!». Эх, г.г. писатели и поэты русские, г.г. критики и переводчики, журналисты и газетчики, г.г. политики и комментаторы! Что же вы делаете с языком нашим? Кто-то, конечно, сознательно (и за немалые деньги) роет в указанном ему направлении. А остальные-то, отнюдь не молчаливое большинство? Сказать бы можно много об этом, с примерами и смешными и страшными, да подумайте-ка сами! Я и так позволил себе вольность – в  редакции сказали написать предисловие, а я начал от яиц Леды. Однако надо было как-то начать. Вот я и начал с объяснения, зачем я взялся переводить «Велесову книгу» и почему хочу опубликовать некоторые отрывки из неё.

   Скажу сразу – уважаю всех предшественников-переводчиков за труд их, за смелость, за «пробивание» первых изданий. Но берусь читать – и  думаю: на какой язык сделан перевод? Не скажу про все тексты, про весь объём – есть удачи. Увы, большая часть «Книги» переведена на тот скудный и штампованный язык плохих газетных статей, наукообразных журналов и бюрократических отчётов, который и читать не хочется. Как можно воспринять духовный мир и деяния предков наших на языке учебника истории Кредера? Моё, как говорят, эстетическое чувство не принимает серой стандартности оборотов, безвкусицы, отнюдь не свойственной первоисточнику, явных нелепостей и фактических ошибок. Ну, не могли наши предки так изъяснятся! За предков обидно.

   И вот, потщился я на труд – благо есть издание с текстом на «велесовице». Сын спрашивает: «Ты что делаешь?». Отвечаю: «Перевожу с русского на русский.». Он говорит: «А зачем?». И я думаю – зачем? И чем дальше, тем больше понимаю, что переводить, в сущности, не надо. Ибо язык «Велесовой книги» есть  русский язык, пусть архаичный, особенный, но много более русский, чем тот, который мы слышим по телевидению или на тусовках.

   И я поставил себе задачу заново: подвести читателей к истокам русского языка, дать им почувствовать его строй, звучание, корневой словарь, его древность и своеобразие. А понимание придёт само. Ведь это русский язык, а мы – русские  люди! Я принял за первое правило как можно более бережное отношение к первоисточнику во всех отношениях.

   Что же пришлось сделать? Заменил «велесовицу» кириллицей. Заново провёл разбиение на абзацы и предложения. Придал, как мог, современную форму приставкам, суффиксам, окончаниям, частицам, междометиям. Сохранил без перевода все слова, корни которых сохраняются в современном языке как бы то ни было. Пошёл на уступки в глагольных формах, наиболее отличных от современных норм: где-то приблизился к современному правописанию и употреблению времён, где-то постарался не удаляться от первоисточника. Вставил «подразумеваемые» в исходном тексте гласные, «озвучил» еры и ери, чтобы стала слышна плавность и размеренность речи наших предков. Особое внимание уделил местам, переводы которых мне кажутся литературно безвкусными, ошибочными и просто нелепыми. (Например, переводят: «Праотцы наши  были словно медведи с мечами» – прямо  цирковой номер! Надо же читать «медвена мече» – медные мечи, и никаких медведей!) Постарался сохранить образы и обороты, которые были присущи речи наших предков, имели для них особое значение. Оставил в исходном виде собственные имена, названия народов, географические термины.

   Полученный перевод был отдан на растерзание компьютерному редактору. Этот поначалу столько наподчёркивал, что я усомнился, понимает ли он вообще по-русски? Однако мы с ним договорились. Я познакомил его с собственными именами и названиями, и число подчёркиваний поуменьшилось. Я предложил ему пропустить слова, которые он счёл малоупотребительными и просторечными. Он согласился, и экран заметно очистился. Я объяснил ему, что «во» и «ко» лучше передают звучание языка, чем «в» и «к». Объяснил ему, что некоторые формы местоимений и прилагательных могут быть подлежащими и дополнениями, и прочие мелочи. Тогда возражений у него осталось уже мало. Какие же? Увы, программисты не ознакомили его с некоторыми русскими словами. Он не знал слова «туга», а «возопил» предложил заменить на «воз опилок» и т.п. Пришлось пополнить его словарь. На том мы помирились. Надеюсь, что теперь, если ему придётся читать «Слово о полку Игореве», он не станет подчёркивать «лепо» и уговаривать меня писать «нелепо» вместо «не лепо ли…».

    Эти публикации вызвана вышеизложенными соображениями и обращены к широкому кругу читателей, в т.ч. литераторов. Поэтому  перевод несколько облегчен и упрощен, сравнительно с более строгим вариантом для подготовленных читателей. Выбраны отрывки преимущественно исторического содержания. Исходный текст на «велесовице» взят из «Велесовой книги» издания 1994 г. в переводе и с комментариями А. Асова. Сохранена принятая нумерация отрывков, которым даны условные заголовки. Толкования и комментарии в этой публикации были бы неуместны.

   Не мечтаю, что, прочтя эти переводы, все вмиг заговорят на языке наших праотцов и бросятся переделывать учебники русского языка. Но выражаю осторожную надежду на существование братьев по разуму, которые найдут здесь повод для размышлений.

   Хулительные, хвалебные и спорные письма в редакцию «Иных измерений» найдут меня.

 Александр Волог

ПУБЛИКАЦИЯ 1

1.9а. Легенда о Богумире и его дочерях.

1.  В то время был Богумир – муж  славы, а имел он три дочери и два сына. Те вот водяще скуфь до степи, и, тамо живя, во травах потчевались. И были они  богопослушны и разумовосхищены. И тако тут мать их, наречённая Славуня, для всех творила потребное.

И речет как-то Богумир в некий день: «Мы должны дочерей своих овыдать и внучат узреть».

И, тако рекши, повозы запрягает и едет куда-нибудь. И приезжает ко дубу. И, вставши во поле, остаётся на ночь у огнища своего.

И видит ввечеру трёх мужей на конях, к нему стремящихся. И рекут те: «Здрав будь! А что ищешь?»   

Оповедал им Богумир тугу свою. А они же отвечали, яко сами во походе, да возьмут жён.

Обратился Богумир на степи свои и привёл трёх мужей дочерям.

2. Отсель три рода изошли и славны были. Оттуда происходят     древляне, кревичи и поляне, яко первая дочь Богумира имя имела Древа, а другая – Скрева, и третья – Полева.

Сыновья же Богумира имели свои имена: Сева и, младший, - Рус.  От оных происходят северяны и русы.

   (Воспоминания о древних переселениях с указанием времени).

3.  Утворились те роды во Семиречье, где обитали за морем, во Крае Зелёном, где скот водили, древнее исходу до Карпатской горы. То были оные лета за тысячу триста лет прежде Германареха.

4.В те времена была распря великая на брегах моря Годьского. И тамо праотцы накидали курганы из тех каменьев белых, под которыми погребли бояр и вождей своих, во сече павших.

1.9б (продолжение предыдущего текста).

5.  И тако праотцы пришли из Края Зелёного ко морю Годьскому, а тамо расточили годь, якова нам пути преткновила. И тако бились о земле той и о житье нашем.

А до того были отцы наши на брегах моря, по Ра-реке, и, со великою трудностью, переправили своих людей и скот на оный брег, и пошли до Дону. А тамо, годь видя, шли на полдень, и Годьское море увидели, и годь, с мечами против них вставшую, узрели. И тако вынуждены были биться за житьё и животы свои, яко же егунчи были на стопах отцов, и налезали на них, людей убивая и скот забирая.

6. Ибо годь была ещё на Зелёном Крае, и малость упредила отцов, идущих от Ра-реки. Ра-река есть велика, и отделяет нас от иных людей, а течёт во море Фасиское.

7.И тако род Славен притёк до земли, где Солнце в ночи спит, и где травы много, а луга тучны, а реки рыбы полны, и где никто не умирает.

2.16. Зачин мифа о происхождении Руси.

1.  Велесу книгу сию потщим, Богу нашему, кой вот есть прибежище и сила.

2.В оные времена был муж, якой был благ и доблестен, иже наречён был, яко отец во Руси. И тот имел жену. И две дочери имел он, и скота, коров и многих овнов. С оными был тот во степях, и, нигде не имеючи мужей для дочерей своих, так молил богов, дабы род Русов не пресёкся…

3.15. Легенда о предке и сынах его, посланных на разведку Края Чудного.

1.  И се был в некие времена Оседень огнищанин. И сей благ был. И боги ему давали овнов много и скота, пасомого во степях. И были оные во травах многих. И боги давали ему приплод скота и умножали его.

И тако вот идёт пред очеса их странник и речет ему:

- Изойдут  сыны твои от земли той до Края Чудного, иже есть на захождении Солнца. И тамо Солнце спит на ложе златом. И се конник скачет к нему и речет Солнцу: «Гряди, Солнце, во луга свои синие! И должно тебе вскочить на повоз твой и зрить от востока!» И, тако изрекши, скачет сей до иного края.

- И вечор скачет близнец, иной конник, и речет: «Иже Солнце зайдёшь за горы свои, и возище свой златный унеси, а то вороги хотят его утащить!» И тот близнец-конник  скачет до иного края.

-  И тако Зоря идёт, и ведёт блески свои, и одежды Дажьбоговы трясёт, и блески текут до Края Небесного…

И се изрёк.

И тако, двое сынов, идучи до захождения солнца, и видя тамо многие чуда и травы злачные, притекли к Отцу, рекущи ему, яко красен край тот.  И вот многие племена и роды изрекли волю стязати до тропы той. И грядут все ко Оседню.

(Прибавление из легенды об отце Оре и его сынах и о великом переселении.)

2.  И тут речет отче Оре ко сынам своим: «Быть на челе у всех родов!»

И не хотящи иные. И разделились на сих и овых. Се вот одни князи ведут людей своих во Поленде, а Оре ведёт во Край Морской.

И тут была сушь великая, и песка много. И грядущи до Гор. И тамо осели на полвека. И прежде утворили конницу великую.  И идут во земли чужие.

И тамо воины встали на тропе их, принудив их сражаться, и были расторочены.

И таково, идучи далее, и видели земли тёплые, и небрегли ими, яко многие чужие племена тамо сидели. И грядут далее. Ибо се боги вели их, яко людей своих.

И текли они до Гор Великих. И тамо сразившись со врагами, идут далее…

3.38. Миф о гневе Сварога, о страшном землетрясении и великом переселении.

1.  И паки была великая стыдоба родичам, ибо они препирались о власти. И многие рекши: «Нейдём до Роду, яко нет успокоения огнищанам. А будем лепше сами во лесе, либо же во горах прозябати!» С теми словами родичи были отторжены.

И велико сердиться и лютовать изволил бог Сварог, наказуючи великое смятение горам.

И словенские во ночи пробуждены были великим громом и земледрожанием. И се слышат – кони на горе вопияшут, страхом обуявшися. А ослы копошатся и идут вон из села. А овнов нетути.

А поутру видят дома расторочены: один – на  горе, иной же – во долу, а иной – во  дыре великой земной, и ни следу нетути, ино и не было.

Были от того славичи велико скудные, и животы кормить ничем не имели.

И рекли отцы Ирею: «Веди нас вон!»

И рек Ирей: «Се аз есмь на вас со сынами моими!»

И рекли ему: «Тем подлегнем!»

А идут со Кием, Щеком и Хоривом, тремя сынами Ирея, иную землю глядети.

А с того почался род Славен аж до днесь, яко же видеть нам.

Дажьбог дал будущее смертным тако. Да восхвалим премудрость его! И старое возапомним, и то прочим речем!

(Другая легенда о страшном землетрясении и великом переселении.)

2. Прежде был род Славен у гор велико высоких. Тамо землю пахали и удобили, овнов и овец хранили и пасли во травах. Однажды же люди пробудилися, коней под облаками, от страху вопиющих, слыша. А те, страхом объятые, боялись не мочься уберечься.

Был по сему мор и глад велик.

И изошли из Края Иньского, идучи вперёд, куда очи зрят.

И шедши мимо земли Фарсийской, а идут далее, яко не удобна овцам земля тая.

Идучи горами и видячи каменье, а тамо проса не сеяти, тако же мимо идут.

И узрели степи, цветные и зелёные. Тамо стояли лета два, а потом мимо них идут, яко же хищников поочили. Мимо идя Каялы, идут до Непра, яко тот всякой распре граница. А ворогам злым преткновение на том Непре имело быть.

И уселся род Славен, а то были огнищаны, яко же имел каждый дыру земную и огнище.

2.15а. Отрывок из ещё одной версии легенды о великом переселении.

…ведя во жертву коней белых.

И изыдучи от края Седьмирецкого ко горе Иреской, и за горами обитали век. И тако понехотя, идём на Двоеречье, разбивая тех конницей своей. И течём до земли Сирской. И тамо-ста пождав, идучи горами великими, и снегами, и льдами, дотекли до степи. И тамо пребыли со стадами своими. И се были Скуфь первая.

А Правь одержала отцов наших, и поддержала оных во распре великой, и силы даёт отразить врагов безбожных.

3.37. Новгородская версия легенды об отце Оре, его сынах и о великом переселении.

А имели мы стада скота, иже берегли от зла, заботяся. Те стада убережены были.

И тако есть мы арецкие, кои пришли от земли Арской до края Иньска. И те луга возымели, зело злачные по приходу до рая  травного скоту. Тамо веселие нас обуяло.

И тамо рек отеческий голос Ариев: «Трём сынам делиться на три рода и идти ко полудню и ко западанию солнца!»

А то были Кий, Щек и Хорив.

И так поделав, идучи ино три рода, да сидай всяк до гмыти своей.      А Кий вот решил ставить град, и тому имя дано Киев. Тамо  зиму поживаем, а по весне течём до полудня, и тамо скот пасём до конца лета.

Иже вот кой, видя то, вознесет хвалу богам!

Трижды будь слава Паруну, Богу нашему, ибо нас хранящий, и тако Боже – здравия датель и блага земные подающий!

Тому вот палим огонь вечен во Граде Нове на Волхове…

2.4г. Поздняя версия легенды об отце Оре, его сынах, о борьбе с гуннами и об основании Киева.

А тот Орие, стар отец, речет: «Идём от земли той, где же хуние наших братцев забивают, ибо те-то кровавоочастые изверги, и скотов наших крадущие, а детей убиящие!» И вот то-то стар отец рек. И течём до иной земли, якова течёт медами и млеком.

А еси та земля, и той искали все три сына Ориевы. Были то Кие, Пащек и Горовато, откуда три славных племени истекши. Те сыновья были хоробрые, водящие дружины.

И тако се, седши на коней, потекли далече. А за ними едут дружины младшие, скот и коровы, повозы бычьи, овны и овцы, текущи детки, старцы, матери, жёны, яко же слабые люди.

Тако идучи до Полудня, до моря, и мечами разивши врагов; идучи до Гор Великих, и до долов травных, где были злаки многие.  

Се тамо уселся Кие, иже был строителем Киеву. Так тот стал быть русским. 

Многой крови стоил тот поход славянам. Ан те небрегли злом, а текли, куда Орие рек…

2.6в. Воспоминание о переходе от медного века к железному, с хронологическим указанием (отрывок).

…От отца Орея и до Дира было тысяча пятьсот лет.

Прежде праотцы наши бились медными мечами. Тако вот Твастере им рек делать железные и брать коней, яковы же текущи от богов до нас. Коли крат извлекали мечи и дерзали на врагов, отвергая от своей земли, ибо вожди из рода Орея сильны, яковы же осуров били встарь!…

1.1а.   Предание об Оре и Кисько и об основании Голыни.

Ибо се совесть наша причиною быть, яко вот имеем своими словесами обличать деяния. И тако речем во истину благое о роде нашем, да не лжём!

Ту истину речем: оная о первых панах наших. Поведаем и князей избрание и перемену.

Вот Кисько тот водил родичей во степях, со скотом своим, до Полудня и тамо, где солнце сияет, пребывал.

И пришед до него отец Орей, и то до него речет: «Оба мы имеем деток, и мужей, и жён, и старцев, и должны их оборонить от врагов. И таково речем, ежели племена соединим свои, и овнов своих, и скот, да будем племенем единым! Се боги научают нас. И узрим доброе во веки веков!»

Окружавшие тут начали схватываться, ибо те рекут «Быть едино!», тако же и иное рекут.

И вот отец Орей отводит стада свои и людей от оных, и ведёт таковые подале. И речет: «Тамо сподобим град! И тот Голынь будет, яко вот есть голая степь и леса.»

И Кисько идёт прочь. И се вот ведёт людей своих до иного края, и да не смешаются те со людьми отца Орея. А се те и есть старшичи.

И тако сотворили во земле той грады и осели. И тако Кисек отшед со людьми, и утворяет землю иную, и тамо садится.

И таково отселе отмежевались те от этих оба-два. И тако обретались, будучи чужды оный иному.

Все те жито и соль имели, не переча оные другим. И был Кисько тот славен, и люди отца Оре славны, яко же слава претекала ихняя, а поле знало их, яко стрелы и мечи знает.

1.1б. (Продолжение предыдущего текста.)

Се вот пришли те язы до края его и почали скот отбирать. И се Кисько налез на них, во-перва прогони их, во-два был прогнан сам и люди его. И были воронами покрыты места те, ядшими многие очеса

людей, поверженных от мечей…

И се вот омерзилось сердце Орево, и вопиёт он родичам: «Поддержите  Киська и люд его! И коней-то седлайте все!»

И се сверглися на язов, и бияща по оным, яковы же расторочены суть. И тем возымели ведать истину: имеем силу купно, и никакие иные не могут одолеть нас!

То-то вот истина: ныне не одерзим оба-два, яко же русские суть! И се вот славу имеем, изречённую от ворогов, яковы горланят о нас, а, видя житьё наше, искушение имеют до братин наших, о серебре на мечах наших и о гончарных горшках, а заодно о просе нашем и овцах наших.

И житьё наше во степях есть до конца нашего. А иные – угнаны к  себе, и тамо не должны нам изрекать об иной жизни.

Се вот словеса наши истинны суть, а ихние ложны. Се вот ложь рекут и её имеют.

ПУБЛИКАЦИЯ 2

1. 3.25. Наставления Сварога и заветы Орея.

Се прорек Орею Сварог наш, яко нас истворил:

«Сотворю вас ото плоти моей. И будет речено, иже суть сыны Сварога. И поставитесь яко сыны Свароговы, и будете яко дети мои. И Даждьбог будет отец ваш, и тому достоит послушаться. И тот вам речет, чего должно деять, и како речеть и чего творить. И будет народ великий, и витяжете во всём свете, и потолчёте роды иные, иже истягнуте силы изо камней, чудеса творя - без коней повозы. И всякое деять чудное без кудесников, ибо всякий грядёт быть яко кудесник...»

И то боги вам рекут.

А Орея есть завет:

«Любите свет, и зеленя, и животных. И любите друзей своих и будьте мирны между родами!»

2. 3.22. Миф об изобретении кваса.

1.Ещё вот то изречено есть нам, яко Квасуро от богов одержал тайну утвороживать сурыню.

И то вот есть во жажды утоление, яко вот возымеем к Радогощу о богах радоваться и плясать, венки возвергая до неба, и испиваем, славу богам сотворяючи.

Квасуро был муж силён, от богов вразумлён. И вот это Ладо, к нему приходивши, речет ему ввергнуть меды в воду и усырить её на солнце. Так вот суря-то утворожится, ещё оной бродить и претворяться в сурицу.

И ту пьём во славу божескою.

(Другая версия)

2.А то вот было-то во века до Кия. И был муж во те поры вельми знатен и наречён

отец Благомиро. И тот одержал от Сварожича поученье, якожде сотворять квасуру, иже ещё называется сурыня.

И та-то вот есть во Радогощи наши. Се вот имеем-то во всякие дни, яко же пожни сотворяем, и се угощаемся от них.

Се вот иной, яко же кто не удержит своё естество в тот раз и речет безумное, то се вот от Чернобога. А иной, ижде имеет Радогощь, то сие от Белобога.

Тот вот Богомир-то научен Твастырем, якожде тот ему прорёк славу. И бысть она. И было, яко же боги рекли...

3.Се вот то уставили Роды, и сему быть, якожде Боги - сопричина Родов, и мы есть от  Родов тех роды. Тако же и Сварог есть отец, и прочие суть сыны, и должны кориться ему. Тако же и мы вот коримся Родцу, яко же есть отец роду. А те-то вот Роды и есть вятшие от Кия до князей...

Тако же имеем искать друзей и врагов, и ковать мечи наши на утверждение силы.

И се имейте силу божескую, поражайте врагов наших повсюду!

3. 1.5а. Проповедь о старых обычаях.

1. Се жертва наша есть мёд суря о девяти силищах, что содеяна и на солнце выставлена на три дня, а потом сквозь шерсть процежена. И то будет наша жертва богам правым, яковы суть наши праотцы, ибо мы произошли от Дажьбога и стали славны. И прославляем богов наших, никогда же не прося, ни моля о благах своих. Се вот боги рекут нам: «Ходите до Руси, и никогда же ко врагам!»

... Се вот князей наших избираем. Да будет власть их о нас печься! И да не перейдёт враг за кромы наши!...

Миф о вознесении отца Оре к Перуну.

2. Се вот узрите отца нашего Оре, до облаков ходящего, вознесённого силою до  Перуновой кузницы. И узрил там Оре, яко Перун ковал мечи на врагов, и, ковавши, изрек тому:        

«Се стрелы и мечи имейте на воинов тех, и не смейте бояться их, яко уничижу их до земли, и войско их будет смешано с прахом... и зверями будут они, яко поросята, измазанные глиной, и смрад свой понесут по следам своим. Тако речено будет об оных, яко есть смрадные поросята и свиньи!»

Се вот изрекши, Перун ковал те мечи. И Орею то изрек. И то Оре поведал отцам нашим.

И такова была наша борьба за житьё, и витяжество многие века назад. А днесь верили, что не было так.

4. 3.22. Легенда о расселении докиевских времён и о начале Киевской Руси            летоисчислением).

1.Се было по готской распре порушиться, и Русколанию опущать, до Кия текущи, и садиться на земле той, где хотя, до приступа варяжского. И се было обороняться от оных.

2.И таково было се от сего лета тысячу триста лет, во кои веки триста лет карпатской жития, и тысяча - во Киеградье.

Иная часть шла до Голуни, а иная - во Киеградье. И первые есть Русколане, а другие - Кии, якожде солнце чтили, за скотом ходили и стада водили десять веков во земле нашей. Се вот-то Голунь был град славен и триста градов сильных имел, а Киеград имел меньше - о полудень десять градов и весей, и сёла немногие.

А доселе вот были во степях всяки роды, и жито сеяли о полудень, и таковое грекам отдавали в обмен на златы цепи, и кольца, и ожерелья...

3.И были те русские о полудень творящие град силён Суренж, какого не создать грекам, а те его разрушили и Русь побить хотели. И потому идём на них и разрушим сёла греческие. Ибо сии эллины - суть враги русколанам и враги богам нашим. Грецколане суть не богов почитающие, а недочеловеков. Оные суть из каменья изобретены, подобные мужам. А наши боги - суть образы!

4.Яко же смеем отпираться от годи, иже навлекает на главы свои рога воловьи и коровьи, и кожи навлекает на чресла свои, и тако мнятся устрашить русских, а те, совлекши сорочки свои и оголя чресла, шли на распрю и перебарывали. И с тех пор ходим оголёны на распрю и побеждаем...

2.2а. Отрывки древних преданий - от прихода на Русь до появления варягов (с    летоисчислением).

...Тако скот водили праотцы наши, и были отцом Орием до Края Русского приведены, потому что была распря и утерпения многие. И не стало, и хворей несть, яко отыдоша досюда. И тако уселись огнищаны на земле русской.

2. То вот утворилось за две тысячи лет до сего. А по тем двум тысячам варяги придущи, землю беря от хазар во руки свои, а мы тем вот подневольно работаем.

3. Был народ родический - ильмерцы, окружая от востока народ наш, яко пришёл позже на русскую землю и селился среди ильмерцев. И те вот суть братья наши, и нам подобны суть. И аще когда либо вооружались, то вот хранили нас от злых...И тако живя, мы же им помощь давали.

4. И тако были, многое зная, и творили сосуды печёные во огнищах, и были гончарами добрыми, и землю пахали, и скот водили, ибо разумели - тако и отцы наши суть.

5. И пришёл род зол на них , и налез, и потому были понуждены отскочить во леса, и тамо жили ловцами и рыбаками. И смогли быть от страху уклонившимися. Тако были тысячу лет, и почали грады ставить и огнища повсюду раскладывать.

6. По другой тысяче лет был хлад велик, и потянулись мы ко полудню, ибо там суть места злачные. Вот так угодили, аще было нам словеса держать, и потянулись мы до полуденна зеленотравия, а имели скота много...

А тамо те ромейцы от скота нашего взимали десятину. 

6. 1.6а. Предания скифо-сарматских времён о переселении скифов и славян и о последующих событиях.

1.И се быть князю Славену и брату его Скифу. И сим распри вести великие на востоке. И се те решают: «Идём до земли Ильмерской и Дуная!» И тако решив те, и вот старый сына своего оставляет во старшины ильмерам, и потом течёт на полуночь. И тамо свой город Славен утверждает.

2.А се брат его Скиф у моря быть. И се вот старый, и имел сына своего Венеда. И после него вот был внучец Кисек, кой же владелец был степей полуденных и коров многих. А тамо ясы, и оттого бывша распря великая, сетованье и журьба на оба полы Дуная, до гор Русичских и до пастбищ Карпатских. И там обретаясь, се вот утворили Кола, и был он борец за них, и тако же врагам отпоры творил. И сей отразил оных и отстранил отсюда. И се родом о том решили, и вече созовя едино, творили те землю нашу.

3.И тако было стоять земле той пятьсот лет. И после сего отворилась между русичами усобица, и враждовались оные, и силы истратили, и имели оные междоусобицу и разлад свой. И тогда же придти врагам на отцов наших на полудне, и се столкнулись с Киева землёй за побережье морское и степи. И се текли оные на полуночь, и собрались со франками, придущими тогда помочь на врагов. И вот отцы Скуфии потщились и сразились со вражьею силою и потолкли оных. И се оные были егуны, попёрли на Русь соступиться, и в те разы отстранены были.

То имеем за знак, яко же должны и ныне творить.

7. 2.4б. Остаток мифа о Велесе и отрывки древних преданий с летоисчислением.

1. ...Велес вот научил тех землю пахать и зерно сеять. Тако было тем пращурам огнищанами стать и начать быть землетрудцами. Иные же свой скот водили во полях злачных. А избирать имели от своих старого отца от роду до роду. Тако правились.

2. Речем вот, яко се речется в нашей земле, а не яко греки...

За десять веков забыли прочих своих, и тако роды те жили особыми племенами. Те звались поляне, а прочие - северяне и древляне. И вот то суть все русичи, от Русколуни имели те отделиться, несть яко сумь, весь и чудь.

А оттуда пришла на Русь усобица.

И другую тысячу лет подпали разделу, и убыла самотность, и стали неволею на чужих робить, наперво годи, якова крепко их обдирала, а вдругорядь - хазаринам, яко те забиячились каганом. И то всё нераденьем нашим. Поперву-то те гостили на Руси, поначалу были велеречивы, а потом стали злые и русских притулять стали.

И рекли те:

«Куда грядём от оных? Где житьё вольное обрящем? Есть мы велико сиры, а рука божеская от нас отвратилась!...»

...Были оные - сыновья Великой Руси, творя сию от полуночи. За сим же не имели возможности в лесах ильмерских сотворить. А тамо есть Киев, иже где началась Малая Русь. Тамо вот уседши сии варяги, иже суть хищники.

8. 2.5а. Предания о переселениях от прихода на Карпаты до поселения на Днепре (с летоисчислением).

1. И речем так, ижде за тысячу пятьсот лет до Дира идучи прадеды наши до гор Карпатских, и там осевши, и живя ладно, ибо вот роды се правящиеся были от отцов-родичей. А старейшиной роду был  Щек... Перун вот нам благоволил, тут вот утешились. И тако была сия жизнь пятьсот лет.

А тамо утекли до восхода солнца, а идём до Непра, сей именован Непре Припять. Та вот река есть до моря текущая. И о полуночи севши на ней...А тамо седши, пятьсот лет вечем правились мы. И тако богами хранимы ото многих. И решили со  языком ильмерцев быть множество там оседлых огнищан.

И тако вот мы скот водили во степи, и тамо богами хранились...

9. 2.15а. Другая легенда о приходе на Киевщину и о начале Киевской Руси.

1. ...И идучи по распре той до гор Карпатских, и там обрели ... и грады, и сёла огнищанские, и торжища великие. И потеснены были от годи, коя се вот ушедшая до захождения солнца. А оттуда идём на солнце, до Непра-реки.

И взял есмь тамо Кие утверждён град, где обитали славяне родов иных. И тамо поселились мы, огнища творя Дубу и Снопу, яко те есть Сварог, пращур наш.

2.(Из текста 3.38а)

И поставил первее род Славен мольбище во граде Киевом, иже наречён есть Киев, а около того имел селиться. А во лесах дубовых лешие во ветвях колыхаться зачинали, а брады хмелем утыканы, и власы во травах - те суть листы зелены...

3.И в сей раз налез на нас враг нов, осози сущие, иже кровь пращуров пиющие. И се рати свои устремил Кие на них. И се племя Енезово налезло, ино было, на них, и сеча была велика. И узрели во небе воинов Перуновых, иже сверглись на них, и потратили силу их, и донага расторочили, и показали зады оные.

И наши воины, зря то, рекли:

«А боги наши гонят врагов наших!»

4.Се вот-то Вышень грядёт на облацех ко нам и речет:

«Дети! Городите грады ваши и крепите их, ибо будете окружены по весне иными врагами, и борьба ваша будет сурова и крепка! И то Сварог меня посылает к вам. Се вот имейте силы небесные ошую и одесную вас!»

И тако же рек:

«А вы небрежёте богами, и тако вот есть сами пред врагами!»

10. 1.2б. Версия предания о расселении на Киевщине и Голуни и о первых князьях киевских.

1. ...Се вот Оре-отец идёт пред нами, а Кие ведёт Русь, и Щек ведёт племена свои, а Хорив - хорваты свои...И идут Хорив и Чех от иных, и сели у Карпатских гор. И там были, иные грады творя, и мену имели со племенами иными, и богатство имели великое. Се вот вороги налезли на нас, и вот течём до Киеграда и до Голуни, и тамо поселяемся, огни свои паляще до неба, и жертвы творяще, благодаряще богам...

И се Кие умре, тридесять лет владычив нами. И по сему был Лебедян, иже звался Славерь. И тот жил двадесять лет. А потом был Верен из Великоградия, тако же двадесять. И потом Сережень - десять. И одержали они витяжество над врагами...

И се грядут на них иные. И годь, прийдущая до степей наших, зло творя. И се доблесть имели праотцы наши сражаться за жизнь.

2. Се вот есть мы славяне, яко же славим богов. И се мы от богов внуки, Сварога нашего и Дажьбога. И тако же терпим во зле, а прежде силу имели великую от тех, и оборонялись велико от нападения годи вборзе шесть лет. И тут ильмерцы нас поддержали. И тако вот имели витяжество над врагами... 

11. 2.10. Отрывки древних преданий с присоединённой проповедью.

1.А после Богумира был Орие со сынами своими. А когда егунчи велику распрю затеяли об утворении великой земли своей, так они идучи вон оттуда до Руси.

2.Тако вот имели инако творить, а не палить дубы во полях своих, ни же сеять по тому и жать жниву по пеплу, яко вот имели степи травные, скот водяще и берегуще от ворогов.

3. Ныне есть иное время. И должно браться за узды и тянуть вперёд. А не будет речено, яко оставили землю нашу, а взяли иные, но да рекут, яко боролись велико за себя. Так-то вот, русичи, не оставляйте греков на земле вашей, а боритесь за оную!

В те времена Ра-река была кромкою оной земле. А днесь возжаднились враги наши на нас, и должно бороться за внуков наших.

Да удержим степи наши, а не дадим землю иным!

12. 3.25. Предание о старорусских князьях.

7. И потом сподобились быть семьдесят князей наших, яко Мезислав, Боруслав, и Комонебранец, и Горислав. И тако бывали избраны они от веча, и отлучены от веча, коли бы вот люди не хотели их. Се вот были те князья велико трудящиеся. И се Кисек был велик и мудр.

И те умре, а по ним были иные, и каждый творил нечто благое для Руси. Память наша то удерживает, яко же имеем их славить во всякую тризну трижды. И потщитесь о памяти их сынам нашим. И никто не смей то запамятовать, яко проклят будет от богов наших и человеков. И в людях имя его погибнет навеки.

13. 2.6в. Предание о разделении русских племён (отрывок).

...А Русколунь разодрана смутами стала, творимыми на Полудне. А Боруси на Полуночи были многие утерпения. Ибо вот сородичи не хотели, дабы русские роды соединить и русколунь. Также две ветви те именовались Великая и Малая Борусень. Суренжане себя назвали Суренжа Русь. А Борусь - от боры, тако были там у Непра боры. А долгая вражда между родами раздирала Борусень на части...

14. 3.25. Легенда о борьбе за Карань и о последующих событиях с поэтическим   добавлением.

1. Се были оные у Караню. А се град мал на брегах морских русских. И тамо были князья, яковы решились эллинов бить и отторгнуть от Руси. И те содеяли рать и конницу и, идя на них, овитяжели их. А эллины плакались о туге их, и просились им дань платить. И та дань со них содеяна - овнами, ризами и вином. И вот эллинские, видя, яко русские пьют много, изволили на них сверзиться. И овитяжели их.

2. И се вот грядёт волхов Хорязь и брат его Соловень. И те рекли русским: «Не позарьтесь на дары те!» И сего русские не послушались. И се упивались. И теми днями эллинские сверглись на оных и расточили их. И се погибнули те зря.

3.Русские утекли во степи, и там осерчали, и, силы свои увлекая, идущи опять на оных. И повергли их. Се боги поддержали оных и руки их укрепили. И те одержали витяжество.

4.Се вот прут враги и тако рекут: «Яко овец расточим оных и будем краями теми владеть, яко красны суть оные!» А те не дались и Триглавам молились великим и малым. И се вот Триглавы наши стяжают нас и борзо скачут, врагам поражение творя. И то узрили, яко боги овладели теми. И се узрили, яко мёртвые суть и убиенны богами. И нам их крошить, и видеть мёртвые телеса многие, яко великая рать Перуна на них сверглась и рассекла тех. И вот Сварожичи ошую тех текут, иже принесли победу нашу во руках своих роду славян, славу отцов держащему, и до днесь на поле овитяжеть врагов своих могущему.

5.И се Жаля жалится над врагами, и Горынь горюет о смерти их, яко от руки божеской се повергнуты. Се Карынь плачется о мертвых тех, яко стали се на тропе божеской и умертвлены. И поля те полны суть мёртвыми костьми, и главами усечёнными, и частями, ото телес отрубленными. Се валяются во траве, и смрад идёт ото полей тех. И враны летят до них мёртвые очи долбить се и есть мясо мужей...

15. 2.5б. Предания о борьбе в степях в начале первого тысячелетия и о приходе готов. (Продолжение предыдущего текста, с летоисчислением)

Так вот си языки отвратились к полудню, а сами не замай нас. И тако идучи мы, и ведя скот и говяда свои. И было тут узрить птиц множество, летящей до них. А те галки и враны до еды летят, и была еда велика во степях. То вот те племена костобоких налезали. И тут вот отверзли раны многие и кровь проливали. И тут внезапно главы секши врагам своим, а те суть воронья еда.

А тако Стрибы свищут во степях, и Бореи гудят до полуночи - не быть спящими и нам! Была тут сеча велика. А языцев и костобоких сразили, и со злом утекли воры говяд наших. И тако была тут борьба та двести лет.

А наши родичи отошли до леса, пребедные суть, и тамо седши за сто лет до годи Германареха. А се злы были на нас. И тут была борьба великая. И годь потеснена и отражена ко Донцу и Дону. А Германарех пил вино любобратское по-за воеводами нашими. И тако се утверждалась быть новая жизнь.

16. 2.4б. «Повести Святояровы».   

Да узрят зрячие того-то боярина, Гордыню нашего, якой поразил годь со Скотичем. А было то славное деяние от приходу словенских людей на Русь в десяти ста третье лето, когда ,наглея и грабя, налезла на нас годь.

А был тогда Святояр, был един от князей русских, иже избрали борусичи на Русколуни. И тот-то есть, взявши русколунь, и ляхов, и борусь, вооружив их мечами, идёт на годь от Воронеженца и мимо Киева. И было там десять тысяч отборных воинов конных, никого же пешего. И тако се сверглись на них, и тамо сеча была зла и крепка, и та осуровела к вечеру. И повержена была годь...

17. 1.9б. Предание о Белояре, егунчах и синьских гостях (отрывок, добавление к тексту, приведённому в первой публикации).

Тут вот муж роду Белояр, идя по ту сторону Ра-реки, упредил тамо гостей синьских, идущих до франков, яко егунчи на островах своих и поджидают гостей, дабы обобрать их.

Было то за полста лет до Алдореха. А ещё древнее того был род Белояров сильным.   

А гости подевались за мужей Белояра и рекли, яко дают ему серебро и двух коней злата, и утекли от грозы егунской, идя стороной. И тако шли мимо годи, якова также сурова на приём, и на них напёрла. А князь их нечестен и дважды дань брал. И тогда вот гости притекли к нам, и здесь поворотили ко земле Синьской, и не приходили уже никогда.

18. 1.2а. Исполнение предсказания.

1. Предрешено есть от старых времён, яко же имеем соседствовать с иными. А творили державу великую от родов. Те имели Русколунь нашу во Голуни, и триста градов, и сёла, и огнищ дубовых дымы. Тамо и Перун есть наш, и земли.   

Отрывок о венедах.

2. Речем Матери Своей, яко же будем оборонять те земли наши лучше венедов яковы идучи до запада солнца, и тамо перед ворогами землю пашут и зыбкую веру имеют одолеть иных.

Боровлень вот речет, яко есть силён, а люди те веру имеют во словеса те. А иные есмь глупые и безумные, и верить не имеют... 

Венеды! Вернитесь до земель наших, во степи древние!  ...

19. 1.8а. Отрывок о венедах.

1. И таково было в иные времена, яко русские идучи со венедами. И те хотели донести богов своих до моря. И тамо угнездились. И се городили помолья. И было тамо же много зданий, яко суть богатые. И те помолья украшены суть златом и серебром, и многие там деревянных богов почитают, сделанных искусно.

И тако се ведомо иным. И тако же те зрящие и завидующие тому, и перечащие оным. И тамо же не имели родичи наши покоя. Арабы ходящи до тех и торговали на торжищах богатство то. И тамо же уселись отроки, в плен сдавшиеся.

И в той земле суще, повелись морозы, распри и злые змеи. Се вот мы отошли от гор Карпатских до Кия. И тамо была тако же вражда от злых языков. Се вот побили их, яко есть мы Русь.

2. О славных днях сих да имеем песни те от отцов наших о красном житье во степях и о славе отцов. Се вот воевода Бобрич, привёдший Русь до Голыни, по смерти обретший чин перунова храброго воинства. То не запамятуем когда либо, а яко же есть мы сыны отцов наших, да имеем любовь ко памяти их. И речем о них, яко же были они силою нашею, и сила та идёт до нас от них, жнивьё ли в снопы свиваем али снопы тянем.

20. 1.8б. Из свода преданий начала первого тысячелетия н. э.

О борьбе с готами.

А се Алдореха времена воспомним. И тот звался жрец... а слово своё не держал, и красных девиц наших беря нагло, похищал их везде. А между нас была распря из-за годи, и то не житьё было, и были под годью...

О временах Боровленя первого.

...А тогда вечем правились от родов и князей. И се князь был Боровлень, каковой же поборол эллинов у брегов морских. И после распри идём на зажитье то, и тамо пашем, и скифам даём попасти стада во степях...

О временах Боровленя второго.

... И тако вот грецколане уселись по  новой, и городили грады, и злобились на нас. В то время идём прочь, а тамо были двести лет. И тамо есть мы от времён тех доныне. А днесь имеем иного князя Боровленя, правнука деда своего.

И тот речет:

«Идите до полудня, на грецколан! Греки вот между эллинов племя само по себе. А торги имея с нами во степях о скоте нашем, хотят брать оный задаром. И должно нам отстранить оных до моря и гнать во свои края, яко же здесь русская земля есть, и русскую кровь во ту землю мы проливали, и та пила кровь нашу, и на нас надежду имеет. И ту обороним во все дни!...»

ПУБЛИКАЦИЯ 3

1. 2.7а. Воспоминания о древних обычаях.

Тут вот благодарно воспомним горы Карпатские. А в то время именовался род наш - карпяне, яко же были во лесах, те именовались древичи, а на поле  были - именовались поляне. А тако же долго правились родами. И старцы всякого рода ходили судить родичей у Перунова древа. А тако же имели в те дни игрища пред очами старших. И силу юную показывая, юноши бегали борзо, спевали и плясали. И во те дни огнищаны ходили промышлять и приносили дичину старцам, кои делили ту со прочим людом. И волхвы жертву делали богам, хвалу и славу рекли.

Слава богам нашим! Имеем истинную веру, якова не требует человеческой жертвы...

Во времена же годи и явления варягов избирались князья, и те юношей водили на сечу суровую...

2. 3.21. О храмах-хранилищах.

И се мы храмы богам ставили, и городили стены дубовые, и тамо хранили богов наших подобия. Имели многие хранилища во Новеграде, на Волхове реке, имели во Киеграде, по Божьим лесам, и се имели на Волыни Дулебские хранилища, и во Суроже, на море солнечном и синем.

И се великое пораженье нам, яко же хранилища сурожские добыты врагами, и боги наши во прах тащены, валяются, ибо русичи не имеют силы одержать на врагов витяжество...

3. 2.4г. Проповедь во славу Солнца (Сурожа).

1. Солнечну свету быть над нами!

 А идём, камо видим, от Земогория и Лукомория. А и то всякий день ко Богам взираем, якове есть свет. Его же нарекаем Перун, Дажьбог, Хорс и Яр, и иными именами. Се тако спеваем славу богам и живём милостью божеской, доколе жизни длятся. Солнце бьёт врагов наших, иже суть во тьме змеями ползучими, и грозящие нам болями, и смертью смертною, и концом жизни всяческим. И явиться богу сильному, и бити тьму мечом молнии, и та издохнет. Солнце светит на нас и нам, и видимо всяческими племенами. И наперво, слава Солнцу, светлому Деду! Сей изгони тень злую зияюще!

2. Из той тьмы издыбилось зло племя Дасуво. А то зло племя на пращуров наших натекло и налезло, и были сии многие утащены и умертвлены...

4. 1.3б. Об избрании князей.

Во те годы, покуда князей избирали, многие вожди и князья тогда были. И всякие те княжения на вече решали простые мужи. И тако уставили землю пахать, и се вот князь будет назван, давать полюдье - и хлеб, и яства, и всякие пожитки от людей своих. Днесь иные князья полюдье силой берут, и сыну власть передают, от отца к сыну, и аж деда правнуку.

5. 1.7а. Окончание предания об Оре и Кисеке с проповедью. (Примыкает к текстам 1.1а и 1.1б, приведённым в первой публикации)

1. ...Якожде тако возорал Кисек ко людям своим:

«Сейчас нападайте на оных!»

И те омерзились на врагов, и потекли на оных и потолкли их...

2. И се имеем силы весьма многие, а враги не столь многие, яко есть мы русичи, а враги несть оные.

И камо есть вержена кровь наша, тамо есть земля наша. И се оные страшатся, и се страшить их смерть будет, якожде овых бивали во стары годы отцы наши.

Речем и ещё такие слова на память, и не едино из тех слов не утратим. А речем братьям нашим: «Вот тако же сила божеская пребудет на вас, и той овитяжете до конца врагов ваших, иже хотят земли ваши... Будьте сыны своих богов, и сила ихняя пребудет на вас до конца! »

Не имеем ныне чрева наши насытить хлебом, ибо тот пожжён на огне вражеском. И коровы нашего скота терпят тугу тако же, как и мы. И се, как иных нашим железным оружием отгоним от полудня вскоре, и будем сильны выше врагов наших!

6. (из 32.) Предание эпохи Боспорского царства с позднейшими добавлениями. 

А Митридат рек руси, яко может селиться около, и когда оные согласились, те греки вели их на битву, и на другую и без конца. И тамо русские истратились дочиста, и многие воины пали, и ушла русь от греков и села на Дону и Донце, а позже  пошла ко Днепру и Дунаю, и тамо мирно жила. И в те разы враги обры налезли на нас, и если бы не отбились от обров, сгинуть бы нам, яко же троянцам до конца...

7. 1.6б. Проповедь сарматских времён. (Продолжение текста 1.6а)

И се должно о том изречь: се вот степные пастбища хранить должны, яко отцы наши и праотцы, иже пастбища те имели во своих степях. И се травы свои и цветень хранить умели якожде кровь свою лили.

Ось вот Колунь нашу оставили врагам. А та Голунь была Колем от врагов взята и сожжена по простоте. И се грады наши кольцом ставить имеем, якожде отцы наши, якове встарь боролись за землю нашу. И всяки отроки ей низко кланяйтесь, и любите её, и там умереть имейте! И навспять не идите вожди! Камо грядёте в тот день, когда не будем иметь, где утулиться?

И се речем о том, яко отцы наши. И се борем, и коли когда либо поражены будем, се Перунец придёт до нас. И тот поведёт нас! И се, сколько есть праху на земле, и тако же есть вот и воинов Сварожичей. Оные вспоможеньем будут рати, идущие от облаков до земли. И се дед наш Дажьбог на челе их! И когда же тот не оборет!...

И се речем молитву ко богам нашим, дабы они нам поспешили на  вспоможенье и дали витяженье на врагов могучих!

Ещё о том, якожде земля наша утолчена и истоптана ногами вражескими. И тако зрим на то... и течём на оных, и втопчем-ка иных в дерьмо их!...

8. 2.6а. Из легенды о начале войн с готами.

1. ...Тут вот Германарех идёт на нас, и налез на нас, и тако потолчены были...

И тут была великая беда, и жнивы наши спалёны, нищи селища, оные ныне - дым и пепелища.

Тут вот прилетела к нам Птица божеская и речет:

«Отыдите до полуночи и нападите на них, коли же те пойдут до сёл наших и пастбищ!»

И тако утворили, ушли до полуночи, и натщились на них, и разбили тех, и овитяжели над ними. И тако, пошли на них, и ставилися станами по реке Дунаю.

2. Тут ромеи на нас сверглись и бились много, тщились скоро опростоволосить нас. А тако мы опростоволосили сих, и то тьма была воинов простоволосых...

9. Предания о готах, гуннах и берендеях.

(Из 2.5б - см. предыдущую публикацию)

А наши родичи отошли до леса, пребедные суть, и тамо седши за сто лет до годи Германареха. А се злы были на нас. И тут была борьба великая. И годь потеснена была и отражена ко Донцу и Дону. А Германарех пил вино любобратское по-за воеводами нашими. И тако се утверждалась новая жизнь.

27.

Германарех, яко друг наш, тако пил кровь побратимства и вино, а после того, через одно лето, шёл с мечом на нас.

И в тот раз Болорев, иже кой изгонял тех готов, и тако содеял, подневольным не став, а имел честь. А та урочит добро стоять за главы свои, яко на то и борьба за жизнь нашу. Железо отцов наших - яко солнце, и кони есть сила наша...

2.6б.

1. Се вот, по ста двадцати лет брани, годь напираема сзади была егунчами и берендеями, и ушла на полночь между Ра-рекой и Дивуной. Там-то пал Германарех, а Гуларех вёл их на новые земли. Се вот егунчи со берендеями и говядами своими стали на том крае. Тамо было много коней, и говяда, и трава злачна, и вода жива. Тут вот Гуларех привёл новые силы свои и, отразивши егунчей, во главе многих напал на нас.

Тут вот родичи собрались на конях и сверглись на них. Сурова сеча была тамо три десять дней, и русы пустили годь во землю свою. Яко тому быть, злые времена настали. И налезли на нас ромеи от полудня, а годь от полуночи...

2. Се вот не имели иного прибежища... И выбрали князя из вождей, тот вот был от осени до осени, ему же платили дань от полюдья.

3. И, страшася, водили стада свои и работали на земле. Житьё наше таким стало. И пятьдесят лет творили распрю великую егунчи всякий день. А не как делали берендеи. Те вот имели князя Саху, а  тот был премудр, и мира жаждал от руси, и был наш друг. Оные же берендеи ходили по-тихому.  Се вот егунчи суть воры, и борьба с ними была тяжка. Так вот отбивались сто лет. А егунчи остались на готской земле.

Предания, легенды, проповеди эпохи готских войн.

10. 3.23.

1. Се вот Германарех идёт от полуночи до нас. И должны мы оборонять землю свою. Так вот идём на них, ибо готская земля есть наша. И там белогоры сидели, усеяли костьми своими и кровь свою пролили, и та есть во нас.

2.Се воспоёт птица Матерь Сва о нас и славу изречёт нам: взяли вот ту мечами нашими, и пошли ко Святым полям, отразили врагов полуночных, и отразили врагов полуденных, и текли на врагов восходных, и были побеждены русскими германцы, яко есть мы отца нашего Перуна сыны, а Дажьбога - внуки!

3. Се вот Сварожич указал нам камо грясти всем. И тот Германарех отошёл на полуночь, а эллины - на полудень. И тако собрали землю нашу до купы...

4. Се вот идёт во степи наши великое множество родов иных, и не можем быть в мире, и не ждём помощи. Ибо та вот есть в мышцах наших и на конце меча, а тем сечём врагов...

11. 1.3а.

1. А се течёт  туга великая во края наши, яко дымы степные по воздуху текут до неба...Тако же Жаля плачется о нас, и кличет Матерь Сва ко Всевышнему, якове даёт лес и огонь огнищам нашим, и тот прибывает со помощью, и мощно повергает врагов. 

2. И се Гематорех отступился, а годь ушла на Калицу Малую и текла до брегов морских. И так вот землю удержала до Дона и по той Дону-реке. И эта Калика Великая есть кромка между нами и прочими племенами. И тамо годь билась четыреста лет со своими врагами.

3. И тогда взяли мы земли наши, и пахали спокойно землю, и с эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебряные и золотые монеты, и пития, и яства всякие. И житие наше было в те поры складно и мирно.

4. И се годь налезла на нас ещё же. И бысть распре десять лет. И мы удержали земли наши. Тако же должны были оборониться от врагов, яко идут со трёх концов света...

12. (из 32.)

Се старые родичи сказывают и дают клятву.

Иные были стонущие и дрожащие, аж до смерти, и мы должны были умереть, а Русь вызволить. Решили, ежели кто не изволит идти на битву, а течёт домой себе, отымем уды его, и продадим его грекам, яко вола работать. Кара его будет тяжка и род его извергнет, и Жаля не оплачет его, имя его забудется...

13. 3.14.

1. Се иной враг Германарех идёт на нас от полуночи. Он же внук внучатый Отореху. И се вержет на нас воинов своих во рогах на челе...

2. Се вот язы идут на нас от Танаису и Тьмуторокани - мощная конница и рать неисчислимая, и тьма тьмы течёт, тако же на нас. И се не имели иной подмоги, только же божье соизволение нам. И удесятерили силы свои и потекли на них. Се Белобог ведёт наши рати и конницу. И тамо видели волшебников, во лесах бывших, идущих на рать и берущих мечи. И узрили кудесников, чудо великое творящих, и изо перстов, воздетых к небу рати вставали небесные. И те текут на врагов и могилуют их. И тамо узрили птицу великую, летящую к нам, и сверглась сия на врагов...

Биёт крылами Матерь Сва, и кличет нас, яко же идём за землю нашу, и встанем за огнища племени нашего, ибо мы - русичи!

3. Стекайтесь, братья наши, племя со племенем, род со родом, и бейте врагов на земле нашей, якова надлежит нам, и никогда - иным. Тамо вот умрите, а не поверните зады свои! Ничто вас не устрашит, ничего вам не станется, яко же есть вы в руках Сварожича. И тот вас ведёт во все дни до витяжества и гордости многой!

14. (из 32.)

И се была повержена Русколань от годи Германареха. А тот хотел жену от рода нашего, и ту убил. Се вожди наши потекли на него. И Германарех разбил их, и повергнул русских богов, Буса и семьдесят иных распял. И тут смуте великой быть на Руси.

И стал молодой Вендеслав, и собрал русь, и повёл их на него. И в тот раз расторочил  годь, и не дал жалости никому, да текут оные до полуночи и тамо замёрзнут! Се ладится Карыня, се радуется и дед наш Дажьбог со вечем о той гордости, яко одержали отцы наши... 

И тако земля готская стала русской, и до конца пребудет!

15. 3.34. Предания времён Кия.

1. Се вот князю Кию пало на ум пойти на болгар. И ту рать погнал он на полночь, и аж на Вороненец идя... И тако своих воинов полян обрести имеет. И се вот голядь и северов беря, и тако Голынь, град русский, отобравши, и обрёл своим во Донской земле. Тако вот оный край отобрал и русичей насадил там. Се вот-то торговцы эллинские и арабы правили дарить их... И се Кие отводил полки свои от врагов. И куда болгаре не прянули, от оных земли отымал и родичам давал. Се вот слава пошла всем повсюду. А тамо почавши от годи отбиваться... и ту гони прочь.

И тако се земли наши стяжались от края до края, яко русколане обитали. Се вот даянием божьим  отпрещаем от врагов и тако ту держим себе.

2. А Голынь-град был велик и богат... И се вот враги идущи на него, и разорили его, и стены изожгли. И мы должны оборонять ту крепость нашу и русичам удерживать.

Се вот земли волжские и Ра-река округ нас течёт. То была своя оная земля отцов наших. И ту имели по сии лета оную своей и уберегали. И тамо вот приземлившись, красну кровь прольём во неё, пока та будет во нас. А воеводы наши ранили сердца свои, и кровь истекала на землю, и то русская кровь, и земля же мечена тем. И узрили тако по предсказанию во дни наши. И должны грясти во степи, и да гоним иных! Се земля наша, и будет вовеки Русь. И страж нам Перун стрелами своими. И силу его на взятие имели, и врагов отторочили, и было тако век целый.

Та вот распря не утихала, и тако борясь, имели познать на оной силу свою. И пошли до Голуни и до Сурожской земли. Возле той - море Дулебское, а налево - годь, и прямо на полудень были эллины. Се вот с ними торги творили. И здесь было житие наше. И сопретили силы свои вкупе. И се вот рекли громче славу богам. И тамо содеяли сурью и пили оную во славу божескую, и обрели добра. И тут уделили степь ту на роды свои, и обрели Скифию Великую, овнов и коров, яковы стали нашей силою, живя среди травия, и тех водили, уберегая, два века.

3. Днесь имели студёную зиму, и не имели сена. И пришлось нам идти на полдень, на зеленицу и на кормы злачные, до аланов. И те отторочены силою до земли студёной, и погибли иные, лишившись зеленца за вражду эллинскую. А те зеленицу не берущие, и прямо злились те, и не хотели помочь нам. И решили мы отомстить за те деяния, и отплатить им в свой час. Се вот отцы наши решили овладеть землёй той и гнать грецколан тех до моря... и разили их. Вперёд идучи, имели распрю великую, и грецколане мирно просили кончить нашествие наше. И тако достали зеленицу во зиме, и кормили скот свой, и рекли славу богам.

ГЛОССАРИЙ

Аланы - ныне осетины, гипотетическое чтение.

Алдорех - готский король, возможно исторический Халдор-рех (526 - 534)

Белогоры - племя (род) русичей, в других текстах - «белояры», так же как Святогор - Святояр.

Берендеи - кочевое племя, известно по «Повести временных лет», вошло в Киевскую Русь.

Бобрич - «воевода», приведший русь в Голунь, вопреки другой легенде. Из других источников неизвестен, но у полабских славян было племя бодричи и князь Бодрич.

Богумир (Благомиро) - легендарный предок восточных славян, из других источников неизвестен.

Болорев - предводитель славян-русичей. В истории известен Баламир - победитель Германареха.

Бореи  - сопоставимо с древнегреческим Бореем, богом северного ветра, того же корня «буря».

Боровлень (Боровынь) - имя двух славянских князей, видимо, новгородских. Боровлень 2-й («правнук» первого) упоминается в византийских источниках во главе похода на Крым под именем Бравлин.

Борусь - одна из русских земель, также - название народа. Боруссия - древнее название Пруссии.

Бус - князь древних славян - антов, известен из хроник раннего средневековья.

Велес - один из древнейших славянских богов, память о котором удерживалась в народе до 19 века.  По Велесовой книге - изобретатель пахотного земледелия.

Вендеслав - предводитель руси, из других источников не известен.

Венед (Венд) - по Велесовой книге князь скифов, сын Скифа. От него происходит название известного в истории в первые века нашей веры название прибалтийского народа венедов (вендов).

Витяжество - от корня «витязь» - превосходство, победа; «овитяжеть» - одержать верх. Уместно сохранить в переводе это вполне внятное древнее слово, лучше передающее дух понятия, чем современные синонимы.

Вороненец (Воронженец) - древнеславянский город.

Вышень - древнее божество, ещё праславянской эпохи, Всевышний, индийское Вишну.

Гематорех - готский король, возможно испорченное Германарех.

Германарех - король готов, создавший государство в Восточной Европе, во второй половине 4 века н. э., воевал с антами и гуннами, разбит в 375 г. Баламиром, покончил с собой.

Говяда - стада быков и коров, крупный рогатый скот.

Годь - древнегерманские готы, активно действовали в истории в 3 - 6 веках н. э.

Голудь (голядь) - племя неясного корня, известное в историческое время в Центральной России. ( пр. Святича. Голядь - балтийское племя. Обитало на верхнем Днепре ).

Голунь (Голынь, Колунь) - одна из областей расселения славян (русичей) в Причерноморье, возможно, Гелон у Геродота, возможно, столица Русколуни.

Горынь - здесь также печальная богиня, в иных источниках под этим именем понимается нечто другое.

Готская распря - исторически установленная эпоха войн с готами, 3 - 4 века н. э. и позднее.

Грецколане - древнеславянское название греков, которые, иногда, отделялись этим названием от эллинов.

Гуларех - готский король.

Дажьбог - бог Солнца,  славяне (русичи) - внуки Дажьбога, как и в «Слове о полку Игореве».

Дивуна - Двина (западная).

Древичи - известные в истории древляне.

Дулебы - известное из истории древнеславянское племя ( пр. Святича Дулебы жили в Карпатах )

Егунчи - видимо, гунны.

Жаля и Карынь(Карыня, Карна) - печальные богини, упоминаются в Слове о полку Игореве.

Злые змеи - напоминает передаваемую Геродотом легенду о переселении невров из-за нашествия змей.

Ильмерцы - древнее население восточно-европейских лесов, вероятно, родственное славянам и балтам, а м. б. и финнам.

Карпяне - известные по римским источникам «карпене» в Прикарпатье (с 3 в. н.э.).

Кие (Кий) - легендарный основатель Киева, известен из Повести временных лет. По Велесовой книге - сын Оре.

Кисек - князь, предводитель одного из племён, иного корня, нежели происходящие от Оре. По другой легенде - «внучец» Венеда, потомок Скифа.

Кол (Коле) - один из князей скифов, потомок Скифа, из других источников это имя неизвестно, но у Геродота есть Колаксай, царь скифов-сколотов. Коло - древнее название круга и солнца.

Кровь побратимства - по древним обычаям кровные побратимы пили кровь друг друга.

Ладо - благожелательное божество древних славян, женская ипостась - Лада. Известно из других источников, имя его долго сохранялось в песнях .

Матерь Сва (Своя?) - мифологическая птица, вестник богов.

Митридат - царь Боспорского царства (2-1 в. до н.э.) ( пр. Святича Митридат имя нескольких правителей Понтийского царства со столице в Синопе на южном берегу Чёрного моря. Один из них завладел и Боспором. Потерпел поражение в борьбе с Римом и отравился )

Могилуют - смысл слова ясен, лучше сохранить его без перевода.

Непра - Днепр.

Обры - племя, известное по «Повести временных лет» в 6-7 в.в.  н.э. ( пр. Святича Обры - авары греческих и западных источников )

Огнищаны - древнее название одного из восточнославянских племён, в Киевской Руси приобрело сословное значение, упоминается в летописях, в Русской правде.

Оре (Орие, Орей, Арий, Ирей) - легендарный предок, действующий в легендах о переселении, из других источников неизвестен. По-видимому, под этим именем действуют две - три разные личности.

Осози - племя, м. б. косоги летописей.

Оторех - возможно, Аталрех, дед Германареха.

Племя Дасуво - возможно, исторические даки на Дунае. ( пр.Святича Более вероятно что данный термин следует сопоставить с ведическим "дасью" как обозначением враждебных народов )

Радогощь - праздник, также божество, которому посвящён этот праздник (Радегаст). Известен из других источников, в т.ч. иностранных.

Ра-река - Волга.

Роды - иногда - родовые общины, иногда - их главы, основатели.

Ромейцы - название византийцев в начале н. э.

Русколунь (Русколань) - одна из областей расселения славян (русичей) в южной Руси, так же название её народа (русколане). Есть гипотеза о связи этого названия с известными из античных источников роксоланами (1 - 2 в н. э.).

Саха - князь берендеев, из других источников неизвестен.

Сварог (Стварог, Истварег) - верховный бог древних славян, отец богов, творец.

Сварожичи - боги, сыновья Сварога, известны из Повести временных лет и других источников.

Святояр - древний витязь, предводитель русичей, вероятно, прообраз былинного Святогора.

Северы - русское племя в низовьях Десны, гипотетическое чтение неясного слова.

Синьские - китайские, от древней династии Цинь.

Скиф - здесь древний предводитель и предок скифов, по Велесовой книге брат Славена, что говорит о родстве, но не о тождестве славян и скифов. Как собственное имя ранее не было известно.

Славен - здесь древний предводитель и предок славян. Также князь северных славян доваряжских времён, упоминаемый в некоторых изводах Новгородской летописи.

Стрибы - ветры или духи ветров, в Слове о полку Игореве - «внуки Стрибога».

Суренж (произносилось близко к Суряж - Солнце) - древнерусское название Сурожа в Крыму.

Сурыня (сурья, сурица) - древний священный напиток, брага из медового кваса.

Танаис - древнее название Дона, также город в его устье.

Твастырь (Твастерь) - один из высших богов, творец, возможно, синоним Сварога. ( пр. Святича. Сопоставимо с ведическим Тваштар )

Триглавы - троица высших древнеславянских богов, у разных племён её состав бывал разный, по крайней мере по именам. В некоторых текстах Велесовой книги понимается, как один Всевышний бог в трёх лицах.

 Тьмуторокань - город на С. Кавказе, был известным и значительным в эпоху Киевской Руси.

Франки - здесь принято это название вместо близких фрянги, фрянзи и др.

Хорив (Хорев, Горовато) - в этих легендах, как и в Повести временных лет, брат Кия, сын Оре, предок хорватов и других южных славян.

Щек (Пащек, Щеко, Чех) - в этих легендах, как и в Повести временных лет, брат Кия, сын Оре, предок чехов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Первая публикация

 Перевод с русского на русский

(предисловие).

1.9а.Легенда о Богумире и его дочерях.

2.2.16.Зачин мифа о происхождении Руси.

3.3.15.Легенда о предке и сынах его, посланных на разведку Края Чудного.

4.3.38.Миф о гневе Сварога, о страшном землетрясении и великом переселении.

5.3.38.Другая легенда о страшном землетрясении и великом переселении.

6.2.15а.Отрывок из ещё одной версии легенды о великом переселении.

7.3.37.Новгородская версия легенды об отце Оре, его сынах и о великом переселении.

8.2.4г.Поздняя версия легенды об отце Оре, его сынах, о борьбе с гуннами и об основании Киева.

9.2.6в.Воспоминание о переходе от медного века к железному, с хронологическим указанием    (отрывок).

10.1.1а.Предание об Оре и Кисько и об основании Голыни.

11.1.1б.(Продолжение предыдущего текста.)

Вторая публикация

1. 3.25.Наставления Сварога и заветы Орея.

2.   3.22.Миф об изобретении кваса.

3. 1.5а. Проповедь о старых обычаях.

          Миф о вознесении отца Оре к Перуну.

4. 3.22.Легенда о расселении докиевских времён и о начале Киевской Руси (с летоисчислением).

5. 2.2а.Отрывки древних преданий - от прихода на Русь до появления варягов (с летоисчислением).

6. 1.6а.Предания скифо-сарматских времён о переселении скифов и славян и о последующих событиях.

7. 2.4б.Остаток мифа о Велесе и отрывки древних преданий с летоисчислением.

8. 2.5а.Предания о переселениях от прихода на Карпаты до поселения на Днепре

(с летоисчислением).

9. 2.15а.Другая легенда о приходе на Киевщину и о начале Киевской Руси.(Продолжение №6 Первой публикации со вставкой из №5)

10. 1.2б.Версия предания о расселении на Киевщине и Голуни и о первых князьях киевских.

11. 2.10.Отрывки древних преданий с присоединённой проповедью.

12. 3.25.Предание о старорусских князьях.

13. 2.6в.Предание о разделении русских племён (отрывок).

14. 3.25.Легенда о борьбе за Карань и последующих событиях (с поэтическим  добавлением).

15. 2.5б.Предания о борьбе в степях в начале первого тысячелетия и о приходе готов. (Продолжение предыдущего текста, с летоисчислением.)

16. 2.4б.«Повести Святояровы».

17. 1.9б.Предание о Белояре, егунчах и синьских гостях (отрывок, добавление к тексту № 1 первой публикации).

18. 1.2а. Исполнение предсказания.

               Отрывок о венедах.

19. 1.8а. Отрывок о венедах.

20. 1.8б. Из свода преданий начала первого тысячелетия н. э.

               О борьбе с готами.

               О временах Боровленя первого.

Третья публикация

1. 2.7а. Воспоминания о древних обычаях.

2. 3.21. О храмах-хранилищах.

3. 13. 2.4г. Проповедь во славу Солнца (Сурожа).

4. 1.3б. Об избрании князей.

5. 1.7а. Окончание предания об Оре и Кисеке с проповедью. (Примыкает к    текстам 1.1а и 1.1б, приведённым в первой публикации)

6. (из 32.) Предание эпохи Боспорского царства с позднейшими добавлениями. 

7. 1.6б. Проповедь сарматских времён. (Продолжение текста 1.6а)

8. 2.6а. Из легенды о начале войн с готами.

9. Предания о готах, гуннах и берендеях.

10. 3.23. Предания, легенды, проповеди эпохи готских войн.

   1. Се вот Германарех идёт от полуночи…

   2. Се воспоёт птица Матерь Сва…

   3. Се вот Сварожич указал нам...

   4. Се вот идёт во степи… 

11. 1.3а.

   1. А се течёт  туга великая во края наши…

   2. И се Гематорех отступился…

   3. И тогда взяли мы земли наши…

   4. И се годь налезла на нас…

12. (из 32.)

   Се старые родичи сказывают и дают клятву.

13. 3.14.

   1. «Се иной враг Германарех идёт…»

   2. «Се вот язы идут на нас…»

   3. «Стекайтесь, братья наши…»

14. (из 32.)

   «И се была повержена Русколань от годи…»

15. 3.34. Предания времён Кия.